вторник, 22 апреля 2008 г.

Ken Vandermark Quartet 3-V-2008



Отчет о концерте с джазфорума

Долго не мог представить, с чего начать писать. Я так и знал, когда сидел в зале, что половину того, что было в голове, забуду.
Событие было таким, что даже задолго до него самого я особо не сомневался в том, что концерт мне понравится. Хоть Кен Вандермарк и не самый мой любимый артист, но нельзя не отметить его творческий поиск и желание записываться с разными музыкантами. Из всей его огромной дискографии я слышал может альбомов пять, и всегда можно было найти что-то новое. Скорее всего, поэтому я не смог закрепить за Кеном какое-то однозначное впечатление.
С нашими земляками я знаком и того меньше. Альбом YATOKU Яремчука (а там и Токар с Кугелем), и концерт в Харькове, где я видел Токара вживую. В принципе, этого достаточно, чтобы сложить некоторое представление.
Теперь ближе к теме. Сам концерт состоял из трех отделений. Первое - американский дуэт Вандермарк-Дейзи, второе - наши Яремчук-Токар, ну и на десерт - все четверо вместе.
Чуть забегая вперед скажу, что основное впечатление от саксофонистов - это их различие в подходе к инструментам (да, кстати, Вандермар - тенор, кларнет; Яремчук - тенор, сопрано, бас-кларнет). Вандермарк звучал как настоящий мастер артикуляции, мастер жестких лаконичных фраз. Яремчук подходит к саксофону с другой стороны, он шипит и кричит, поет и завывает. Я часто обращаю внимание как ведут себя музыкант с саксофоном. Некоторые раскачиваются как неваляшки вперед-назад. Кто-то поджимает плечи ли локти в кульминационный момент, кто-то приседает. Есть и просто истуканы с саксофонами. То как вел себя Яремчук, я увидел впервые. Это больше всего напоминало какой-то танец.
Итак, часть первая - дуэт барабаны - тенор/кларнет. Заметна отличная сыгранность музыкантов, никому не нужно подмигивать, махать руками или подавать еще какие-нибудь знаки. Поражает количество экипировки, которую привез (а может и не привез) Тим Дейзи. Кроме привычных полочек, щеточек и молоточков, я увидел новые для себя полу-палочки-полу-маракасы и еще какие-то странные щеточки. Также Тим непонятно что вытворял с каубелом, то ставил его на том и молотил по нему, а то и просто использовал вместо палочек. При всем при этом мне показалось (и где-то такое же впечатление от альбомов Vandermark 5), что Дейзи далеко не лучший из барабанщиков. Уж сильно техника и артистизм превалирует над музыкальностью. А может это просто после Кугеля я так говорю.
Сам Вандермарк не поленился продемонстрировать свою технику и скорость, и лиричное исполнение на кларнете. Настоящий мастер, что можно еще сказать.
Первая часть длилась минут 20-25, после чего на сцену вышли Яремчук-Токар. Яремчук взял бас-кларнет, и после первого же звука я не смог сдержаться, чтобы не зааплодировать. Как-то у меня еще от Долфи слабость к этому инструменту, и вот, наконец, услышал его вживую.
Второй дуэт определенно продемонстрировал более тяжелую музыку. Тут был гораздо больший разброс техник как у Яремчука, так и у Токара. Если я не ошибаюсь, в этой части Токар совсем не щипал струны, а только играл смычком, и использовал контрабас как перкуссионный инструмент. Конечно же, не могли не впечатлить а-ля Кёрк Яремчук с двумя саксофонами, а также завершающее соло на теноре.
Эта часть тоже продолжалась около 25 минут. После этого антракт, постепенный возврат мыслей в голову и выход из транса. И, наконец, самое-самое. Фри-квартет.
Если первые выступления напоминали музыкальные приветствия (мне лично жаль мюнхенцев, к которым дальше поехали Вандермарк с Дейзи без Яремчука и Токара), то это уже было самое то. После небольшой разминки Яремчука и Вандермарка, диалога и взаимных покрикиваний, Дейзи начинает лупить молоточками грувовый бит а-ля Чико Хэмилтон, Вандермарк начинает играть брейк где-то в нижнем реестре, Токар включает настоящий пульс, и Яремчук не отстает и отвечает всем своим вопящим арсеналом. Эта тема вот уже третий лень не может выйти у меня из головы. Следом идет чрезвычайно красиво сыгранная на кларнетах баллада. Получилась просто потрясающе мелодичная и лиричная композиция. Честно говоря, хотел бы я послушать каких-нибудь баллад-стандартов в исполнении Яремчука.
В общем, где-то тут я уже потерял нить событий, и уже не мог остановить выстукивание ногами (заочно извиняюсь, если кому-то мешало). И конкретно толком я уже ничего не помню. Помню только, что это было хорошо.
Уже в самом конце во время стоящих оваций удалось прийти в себя и запомнить коротенькую, исполненную на бис, композицию. Настоящую бурлящую реактивную тему.
Это, в принципе, и все, что пришло в голову, но, конечно же, не все, что можно было бы написать. Ну, и огромное спасибо за эту настоящую музыку организаторам. Так держать!

Пресса:
Инга Истеркина. Кен Вандермарк: Музыка - это искусство, которое возникает не на репетициях, а на концертах.