понедельник, 11 января 2010 г.

Sunny Murray Trio 3-III-2010



Trio "In Memory Of Sirone"

Charles Gayle (saxes, piano)
Sunny Murray (drums)
Juini Booth (bass)

Чарльз Гейл, Санни Мюррей, Джуини Бут. Знакомы ли эти имена любителям джаза? А любителям фри-джаза? Каждый из них уникален по-своему. Первый - в свое время полу-мифический уличный саксофонист, заново открытый для ценителей и знатоков фри-джаза уже в зрелом возрасте. Второй - легендарный барабанщик и главный архитектор того, что сегодня считается фри-джазовой барабанной школой. И третий - возможно известный только самым скрупулезно вычитывающим составы любимых записей любителям как фри-джазовой, так и боповой музыки. Это трио мастеров совсем скоро посетит нашу страну с единственным концертом, но обо все по порядку.
Всего полгода назад проект объединил едва ли не самые лучшие силы "классического" фри-джаза. "Три легенды" - такое название получило это трио. И это абсолютно не преувеличение и не рекламный ход. Единственным отличием того состава было присутствие другого музыканта, другого контрабасиста – Сироне (Sirone). Сироне - это человек, который активно участвовал в бурные 60е в фри-джазовой жизни Нью-Йорка. Знаменитая ритм-секция в составе пианиста Дейва Баррелла (Dave Burrell), ударника Милфорда Грейвса (Milford Graves) и Сироне украсила одни из ярчайших записей эпохи, а записи легендарного трио Revolutionary Ensemble вместе с авангардным скрипачом Лероем Дженкинсом (Leroy Jenkins) до сих пор остаются одними из самых неожиданных и необычных. В общем, назовите любого известного музыканта тех славных дней и смело можно считать, что Сироне с ним играл.


Но, к сожалению, трем легендам так и не удалась собраться вместе для тура. Прошлой осенью на 69 году жизни Сироне скончался. Тем не менее, Чарльз Гейл и Санни Мёррей, пополнив состав контрабасистом Джуни Бутом, решили не отменять тур, а посвятить его безвременно ушедшему товарищу. 
Итак, "In Memory Of Sirone" - Tрио, которое знает, что такое фри-джаз. Многие уже могли оценить, что представляет собой неудержимый саксофон Чарльза Гейла на осеннем концерте в Запорожье в 2008 году. На этот раз ураган Гейла поддержит Санни Мюррей, человек перевернувший с ног на голову представление о том, что такое барабан в джазовом составе. Что ожидать от этого концерта? Вряд ли кто-то с большой точностью сможет ответить на этот вопрос. Но в чем точно можно быть уверенным, так это в том что то, что они устроят в Запорожском ДК "Металлургов", Украина еще не видела. Амстердам, Берлин, Краков, Париж, Брюссель, Вена и... Запорожье. Эти города смогут увидеть и почувствовать мощь трио Гейл-Мюррей-Бут. Не пропустите то, что смогут увидеть только в самых прославленных культурных центрах Европы!

Чарльз Гейл - бескомпромиссный музыкант, личность с нелегкой судьбой. Долгое время Чарльз Гейл провел на улицах Нью-Йорка, давая "концерты" в переулках и метро. В 80х музыканта буквально открыли заново, и обнаружили настоящего хранителя музыкального духа Альберта Айлера (Albert Ayler), музыканта играющего настолько же яростную и одновременно лирическую музыку, музыку, пропитанную блюзовой и госпельной традицией. Его альбом Touchin' on Trane с Вильямом Паркером (William Parker) и Рашидом Али (Rashied Ali) - это фри-джазовый манифест 90х, переосмысление наследия Колтрейна (John Coltrane) и Айлера и своеобразное путешествие в кипящий Нью-Йорк 60х. Хотя основной инструмент Гейл - саксофон, его первым инструментом было фортепиано, и до сих пор Чарльз время от времени на нем играет. Неповторимую манеру игры на фортепиано могли оценить и запорожцы на предыдущем концерте.


Санни Мюррей - символ фри-джазовой перкуссии, человек сумевший сделать барабан не просто метрономом, а равноправным участником музыкального процесса. Начиная с работы с великим пианистом Сисилом Тейлором (Cecil Taylor), он целиком отказывается от равномерного выстукивания по тарелочкам. Санни Мюррей активно изучает акустику, чтобы использовать эти знания для достижения своей цели - создание нового типа перкуссии, перкуссии текстур и слоев. Барабаны Санни Мюррея можно услышать на многих записях, начиная с 60х годов и заканчивая нашими днями. Многим он может быть известен, как участник легендарного трио Альберта Айлера вместе с контрабасистом Гери Пикоком (Gary Peacock), записавшего Spiritual Unity - альбом - веху в джазовой истории. Звук Санни Мюррея узнаваем с первых секунд. Пожалуй, нет больше барабанщика с настолько мощным звуком, и ни капли этой мощи он не растратил за всю свою более чем плодотворную карьеру. В его дискографии огромное количество интереснейших фри-джазовых проектов, а перечислять музыкантов, с которыми он сотрудничал - абсолютно бессмысленно, проще перечислить тех музыкантов, с которыми он не сотрудничал.


Джуини Бут - темная лошадка в данном составе. Это человек, который как сессионный и концертирующий музыкант играл просто с невообразимым количеством музыкантом. Джуни успешно выступал как в боповых, так и в фри-джазовых составах. Его можно было услышать как в составе Коулмана Хоукинса (Coleman Hawkins), так и в составе Аркестры Сан Ра (Sun Ra). Кому-то он может быть известен по одному из лучших составов Маккоя Тайнера (McCoy Tyner) 70х годов или Lifetime Тони Вильямса (Tony Williams), кому-то - по экспериментальной записи Ильхана Мимароглу (Ilhan Mimaroglu) с Фредди Хаббардом (Freddie Hubbard). Контрабас Джуни Бута занимает заметное место среди так называемых фри-боповых басистов, ни чем не уступая таким метрам, как Ричард Дейвис (Richard Davis) или Сисил МакБи (Cecil McBee).




Интервью Санни Мюррея журналу Down Beat (1965) можно почитать здесь.