пятница, 12 марта 2010 г.

Репортаж о выступлении трио Чарльза Гейла


С самого начала над концертом в Запорожье будто бы навис злой рок. Когда уже был свёрстан тур, трио (и все мы) лишились басиста Сироне (Sirone). Однако музыканты решили выполнить задуманное, посвятив тур памяти коллеги. Место Сироне занял давний коллега Чарльза Гейла (Charles Gayle) Джуини Бут (Juiny Booth), игравший со многими фри-джазовыми и боповыми музыкантами. Но уже в разгар самого тура, после трех отыгранных концертов, не выдержало здоровье легендарного Санни Мюррея (Sunny Murrey). Годы берут свое и теперь, скорее всего, Санни не сможет продолжать свою творческую деятельность, так что нам только остается наслаждаться записями этого великого музыканта. Вместо Санни в составе трио приехал английский барабанщик Роджер Тёрнер (Roger Turner), известный прежде всего любителям импрова и игравший с такими авторитетами английской сцены, как Фил Минтон (Phil Minton) и Джон Бутчер (John Butcher).

Словно появившийся ниоткуда, Чарльз Гейл в свое время стад одним из самых яростных голосов фри-джазовой сцены. Сейчас голос Гейла стал намного сдержанней и мелодичнее, в чем, собственно, и могла убедиться запорожская публика. Первое отделение концерта, более лиричное и более размеренное, - возможно именно оно адресовалось как посвящение, - вынесенное в заглавие тура - "In Memory of Sirone". Приятные мелодические линии Гейла, иногда срывающиеся в верхний регистр, хорошее ощущение партнера у Джуини Бута (явно ощущается немалый опыт совместных выступлений и записи). Очень органично вписался представитель немного другой импровизационной школы - Роджер Тёрнер. Особенно запомнилась вторая композиция первого отделения - баллада, исполненная под мягкий неровный звук смычка Джуини Бута, интересная ритмически, с непростым контрапунктом.

Второе отделение началось с полностью противоположного, чрезвычайно энергичного исполнения "Giant Steps" Джона Колтрейна (John Coltrane), которую Гейл часто исполняет и не единожды записывал. В этой версии особо интересно обыгрывалась гармония композиции, которая вроде бы и отходила на второй план в импровизации Гейла, но постоянно выказывала свое присутствие. Наверное, именно такие запутанности и нравятся любителям фри-джаза, как головоломки, на лету порождаемые саксофоном.

Во втором отделении Роджер Тёрнер гораздо больше применял привычные для себе приёмы нестандартного звукоизвлечения, больше используя возможности своих "препарированных" барабанных палочек, и дополнительных тарелочек во время своих продолжительных соло. Как ни странно, публика удостаивала эти современные "приемчики" бурными аплодисментами.

Но все же, главным героем второго отделения стал лидер. Большую часть времени он провел за роялем, играя совершенно нетипичную музыку (фри-блюз? есть ли такой термин?). Сначала Чарльз Гейл исполнил короткую композицию в стиле буги-вуги со всеми характерными атрибутами, шагающим басом и блюзовыми трелями, но после этого Гейл взялся за настоящую лирику. Две продолжительных композиции, завершающих концерт, исполненных почти соло - вдумчивые размышления, одновременно и напряженно диссонансные и чрезвычайно мелодичные с присущими блюзовыми мотивами.

Чарльз Гейл уже второй раз посетил Запорожье. Первый раз, осенью 2008 года, он играл с другими музыкантами: басистом Хиллирдом Грином (Hilliard Greene) и барабанщиком Клаусом Кугелем (Klaus Kugel). Этот же состав можно услышать на альбоме "Tenderness", записанном на польском Not Two Records. Те, кто был на выступлении Гейла полтора года назад, возможно, ожидали немного другой музыки. Тогда вместе с настоящим бомбандировщиком Кугелем и очень мощным Грином, Гейл играл жесткий фри, знакомый любителям Айлера и позднего Колтрейна. Но выступление-трибьют приоткрыло другую сторону Чарльза Гейла, - Чарльза Гейла-лирика. И, надо сказать, эта сторона просто прекрасна.



Александр Мартынов, для портала Уаджаз
Телерепортаж о выступлении трио.