среда, 19 октября 2011 г.

Nils Petter Molvaer, 4 декабря 2011


Нильс Петтер Молвер , норвежский композитор и музыкант, родился 18 сентября 1960 года на маленьком острове Сула , где и провел свои детские годы. Отец Нильса Петтера, который сам был музыкантом, привил сыну любовь к джазу.
Будучи еще мальчишкой, будущий гуру норвежского ню джаза уже вовсю выступал в школьной самодеятельности и местных джазовых клубах.

В 19 лет Молвер отправился на учебу в консерваторию города Тронхейм- самую знаменитую кузницу джазовых талантов Норвегии. Уже будучи студентом этого замечательного ВУЗа Мольвер выработал свой особенный стиль, который принесет ему славу одного из наиболее подающих надежды молодых музыкантов норвежской джазовой сцены.

Но музыкальные интересы НПМ распространялись не только на область академического джаза. Например, он очень интересовался современной рок и поп-музыкой, фанком и экспериментальными формами современного джаза. Музыкантами, которые сильно повлияли на его творчество, по словам Мольвера, были Miles Davis, Don Cherry, Billie Holiday, Brian Eno, Joni Mitchell и Bill Laswell. Благодаря своей стилистической гибкости и особому пониманию музыки после окончания учебы Нильс Петтер стал одним из самых востребованных норвежских джазменов.

В 1985 году басист Arlind Anderson пригласил его в норвежское джаз-комбо Masqualero, в составе которого Мольвер за пять лет записал три пластинки, изданные на мюнхенском лейбле ECM Records. Также в качестве сессионного музыканта НПМ поучаствовал в записях других исполнителей того же лейбла, таких как Sidsel Endresen, Jon Balke, Robyn Schulkowsky и Marilyn Mazur.

Дебютная сольная пластинка Мольвера, записанная в 1998 году и названная «Khmer», наполненная гипнотической смесью из свободных джазовых импровизаций, элементов рок-музыки, электроники и хип-хоповых ритмов нетипично выделялась на фоне остальных релизов ECM Records. «Khmer» оказался настолько хорош и свеж, что, помимо признания слушателей и массы хвалебных рецензий в прессе, получил премию German Record Critics Award и норвежское Грэмми, а некоторые ремиксы на композиции Мольвера попали даже на вершины немецких клубных чартов.

Второй альбом Мольвера «Solid Ether», выпущенный в 2000 году, только укрепил его успех. В 2001 году был издан «Recoloured» - сборник ремиксов на некоторые композиции двух альбомов. Ремиксерами в том числе были и такие уважаемые товарищи, как Bill Laswell, Joakim Lone и Jason Swinscoe из Cinematic Orchestra. В июле 2002 на прилавках появился 3й студийный альбом Нильса Петтера - NP3, который звучал в более жестких тонах и ритмах, чем ранние вещи. В том же году Мольвер порадовал поклонников выходом dvd «Molvaer Live» с материалом концертных выступлений, а через два года был выпущен лайвовый же альбом «Streamer». Наконец в 2005 под заголовком "Remakes" вышел второй сборник ремиксов (на этот раз при обработках, кроме всего прочего Bugge Wesseltoft, Matthew Herbert, Clive-Lowe/Dego, Bill Laswell и Martin Koller). Осенью 2005го, через 3 года после выхода «NP3», свет увидел очередной диск Нильса Петтера - «ER», в записи которого приняли участие певицы Sidsel Endresen и Elin Rosseland, гитарист Eivind Aarset , а также пианист Magne Furuholmen – экс мембер всемирно известной поп-рок группы A-ha.

Примечательно, что после выхода «Khmer», Нильс Петтер Мольвер стал в качестве композитора активно сотрудничать с кинематографистами, так свой первый заказ он получил в 1999 году от режиссера Stig Andersen, снимавшего кино-биографию знаменитого норвежского полярника Руала Амундсена - «Frosset Hertje», а в 2005 году он записал саундтрек к триллеру «EDY», режиссера Stephan Guerin-Tillie. И в 2007 поучаствовал в написании звуковой дорожки к совместному шведско-норвежскому фильму Petter Nass’a «Hoppet». Избранные композиции, звучавшие в этих трех фильмах, были изданы под названием «Re-Vision» весной 2008 года.На этом сборнике саундтреков можно услышать, как НПМ расширяет рамки своего творчества,используя новые музыкальные средства из богатого этнического арсенала: от чарующих звуков армянского дудука до вокальных экзерсисов муэдзина. Новые текстуры из world music Мольвер очень активно применяет как в своих живых выступлениях, так и в предпоследнем студийном альбоме «Hamada» ,изданном в 2009 году, наиболее медитативном по духу с почти религиозным отношением к звуковому воплощению музыкального материала,что окончательно закрепило за НПМ статус мирового корифея эмбиент-джаза.

Но Мольвер не был бы самим собой, если бы не вышел вновь на очередной старт. Для создания нового альбома он собирает новую группу. Его два нынешних музыканта пришли в джаз с «черного входа». Stian Westerhus является одновременно одним из самых инновативных , а также наиболее востребованных гитаристов европейской альтернативной сцены. Основатель пост-рокового коллектива Jaga Jazzist, он также выступает в дуэте индустриального авангарда Monolithic вместе с ударником Kenneth Kapstad группы Motorpsycho.

Erland Dahlen –барабанщик нового состава,известен фанам альт-рока как участник культовой норвежской психо-блюзовой группы Madrugada, а также по работе с Eivind Aarset`s Sonic Codex Orchestra.

Westerhus и Dahlen привели Мольвера на музыкальную территорию,которую ранее он никогда не посещал. В музыке нового коллектива конечно же осталась чистая и прозрачная атмосфера саунд-коллажей трубача, но в то же время музыканты соорудили могучую машину взрывного давления и ураганной пульсации. Нынешнюю звуковую концепцию Мольвер сам называет free, black prog rock.

Осенью 2011 года на полках музыкальных магазинов появился новый альбом НПМ, названный «Baboon Moon» и в середине октября в Европе начался тур в поддержку свежего материала. 4 декабря сего года европейские гастроли НПМ завершатся единственным концертом в Украине в г.Запорожье.

4 декабря
Запорожье, ДК Металлургов
начало 20.00
обращаться по тел. (061) 213 -75 - 50
моб.0678409037

e-mail: jazz57@mail.ru